Положение о взаимодействии МДОУ детский сад №15 Ромашка с семьями воспитанников от 01.09.2021г.

ПРИНЯТО:
На Педагогическом совете
Протокол от 27.08.2021 г. №1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МДОУ
_________Н.А. Овчинникова
Приказ от 01.09.2021 г. №126-од

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 5A0027D82EE407D2657AA3FE1A132DC5A21A97AA
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 08.12.2020 до 08.03.2022

Положение
о взаимодействии МДОУ детский сад №15
«Ромашка» с семьями воспитанников
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии МДОУ детский сад №15
«Ромашка» с семьями воспитанников разработано в соответствии с ФГОС
дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с
изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства просвещения РФ от
31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования», Семейным
Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного
учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых
форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их
в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ
с семьей, работы с родителями (законными представителями) воспитанников в
соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в
единое
пространство
детского
развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного
учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьей определяет
концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления,

цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности
для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности
работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию,
регламентирует
контроль
осуществления
взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее
время.

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
 работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников;
 повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
 изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
 вовлечение
родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа
по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
 создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так
же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
 сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
 формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
 организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с
семьей;
 установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
 создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимной поддержки;
 оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития;



















взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
осуществление
консультативной
поддержки
родителей
(законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том
числе инклюзивного образования (в случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями)
воспитанников
и
повышение
эффективности
взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса
личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
по
всем
фундаментальным
основам
воспитания:
физического,
социальнокоммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого,
технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
 принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
 принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;




















принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи
и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс
обучения, воспитания и развития ребенка.
принцип
непрерывности
преемственности
между
дошкольным
образовательным учреждением и семьѐй воспитанника на всех ступенях
обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в
создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного
учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не
допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их
семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности
точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический
совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется
задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи предполагает следующие этапы работы:
 изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
 группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала
для воспитания своего ребенка, других детей группы;
 составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
 целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);
 планомерность
и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
 конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОУ и семьи:
 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы
со всеми родителями (законными представителями) группы;
 взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
 обеспечение
в работе с родителями (законными представителями)
определенной
последовательности,
системы
согласования
личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
 учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на
основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
 ценностно-ориентированный
характер
взаимоотношений
работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
 соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
 посещение семей на дому;
 анкетирование;
 наглядная пропаганда педагогических знаний;
 родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,


раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папкипередвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
 дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
 круглые столы;
 деловые игры;
 тренинги;
 почта доверия;
 семейные проекты;
 творческие проекты;
 тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
 вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация
по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию
ценностных установок детей);
 совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
 семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском
саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
 методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск
форм и методов реализации, корректировки;
 методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
 методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении,
формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей
(законных
представителей)
воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
 создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной
взаимной поддержки;
 переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
 соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;



тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями
воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и
всех заинтересованных лиц, вовлечѐнных в образовательную деятельность.
6.2.
Обеспечивать
открытость
дошкольного
образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников
в
образовательной
деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране
и
укреплении
их
здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных
инициатив
семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной
программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями)
воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание
их
совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
(законных
представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной

деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
организуемых
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6.
Положительное
общественное
мнение
родителей
(законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном
образовательном
учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
 планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений
и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
 учет
интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
 разнообразие планируемых форм работы;
 планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
 разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа
в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
 выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников;
 выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы
педагогов:
 планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
 разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
 разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
 отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
 учет
мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном
образовательном учреждении.

8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образовательного
учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного
образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
 посещать
групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
 изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
 привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам
и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и
развития партнерства является Совет Учреждения - постоянный коллегиальный
орган управления, в состав которого избираются работники дошкольного
образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5. Совет учреждения имеет полномочия:
 определение основных направлений развития дошкольного образовательного
учреждения;
 организация работы по защите прав и интересов участников образовательных
отношений;
 контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и
труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
работников;
 поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному
развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с
семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
 планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
 протоколы групповых родительских собраний;
 конспекты мероприятий;
 отчеты
педагогов
о
проведенных
педагогических
наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
 протоколы заседаний Совета учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание
отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах
дальнейшей
деятельности.

9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в
течение 3 лет.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским
комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством
Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от ___.____. 20____ г. № _____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».