Положение об организации коррекционной работы в МДОУ детском саду №15 Ромашка от 01.09.2021г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

ПРИНЯТО:
На Педагогическом совете
Протокол от 27.08.2021 г. №1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МДОУ
________Н.А. Овчинникова
Приказ от 01.09.2021 г. №126-од
Сертификат: 5A0027D82EE407D2657AA3FE1A132DC5A21A97AA
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 08.12.2020 до 08.03.2022

Положение
об организации коррекционной работы в МДОУ
детском саду №15 «Ромашка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в МДОУ
детском саду №15 «Ромашка» (ДОУ) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями на 2 июля 2021 года, Приказом
Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС
дошкольного образования» с изменениями на 21.01.2019 года, а также Уставом
дошкольного
образовательного
учреждения.
1.2. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в детском
саду регулирует деятельность дошкольного образовательного учреждения,
обеспечивающего образование по адаптированной образовательной программе
(далее – АОП), а также определяет цели, задачи, содержание и организацию
коррекционной работы с воспитанниками группы с ОВЗ в дошкольном
образовательном
учреждении.
1.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья
в ДОУ могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических
работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными
ограничениями здоровья воспитанников, в том числе ассистентов
(помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется
предусматривать должности соответствующих педагогических работников для
каждой группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для

детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического
развития,
особых
образовательных
потребностей,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями
здоровья.
1.5. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного
образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОУ
2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении
является создание целостной системы по выявлению, преодолению и
своевременному предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОУ,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции
нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими
дошкольных образовательных программ и подготовка воспитанников к
успешному
обучению
в
образовательной
организации.
2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы:
 коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
 содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию
отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
 все специалисты ДОУ осуществляют коррекционную работу.
2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
 осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с
учѐтом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПк);
 возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
образовательной программы и их интеграция в ДОУ.
2.4. Коррекционная работа направлена на:
 обеспечение
коррекции нарушений развития различных категорий
воспитанников с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении
образовательной программы;



освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной
программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья,
осваивающих
образовательную
программу
в
группах
комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей
со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности
развития и специфические образовательные потребности каждой категории
воспитанников.
2.6. Коррекционная работа оказывается воспитанникам с ОВЗ на
логопедических пунктах дошкольного образовательного учреждения.
2.7. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ
при
наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материальнотехнических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего
выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей
дошкольного возраста.

3. Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья в условиях ДОУ
3.1. Для получения качественного образования в ДОУ детьми с ограниченными
возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов
общения и условий, в максимальной степени способствующих получению
дошкольного образования, а также социальному развитию этих воспитанников,
в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медикопедагогической
комиссии.
3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими
образовательную программу совместно с другими детьми в группах
комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии
с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.4. Логопедическая группа воспитанников с ОВЗ оснащена необходимым

оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учѐтом специфики
коррекционной работы, в группе имеется оборудованный логопедический
кабинет.

4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы
для воспитанников с ОВЗ
4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных
группах, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
4.2. На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети, имеющие:
 общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
 фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
 фонетическое недоразвитие речи;
 нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
 заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.3. Основанием для зачисления ребенка на коррекционные логопедические
занятия является заявление родителя (законного представителя) и заключение
психолого-медико-педагогической комиссии либо заключение психологопедагогического консилиума (ППк) ДОУ. Зачисление проводится в течение
учебного
года
при
наличии
свободных
мест.
4.4. Очередность для зачисления детей на коррекционные логопедические
занятия формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых
нарушений.
4.5. По мере необходимости в течение учебного года учитель-логопед выводит
детей
из
логопедических
занятий
и
заменяет
их
другими.
Отчисление детей проводится по приказу заведующего ДОУ по следующим
основаниям:
 по заявлению родителей (законных представителей);
 по решению психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного
образовательного учреждения в связи с преодолением речевых нарушений,
явившихся основанием для зачисления на коррекционные логопедические
занятия.
4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не
должно превышать:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
 для
детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12
воспитанников в возрасте старше 3 лет;
 для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте
до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
 для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3
лет;
 для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих
возрастных групп;
 для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно
превышать:
 в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 в возрасте старше 3 лет, в том числе:
 не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной
отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами
аутистического спектра, или детей со сложным дефектом,
 не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени,
 не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического
развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.8. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
 для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения
и требованиями адаптированной основной образовательной программы и


составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
 для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в
неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
 для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
дошкольным образовательным учреждением.
4.9. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности
речевого нарушения, индивидуально-личностных особенностей и составляет:
 3-6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев - для детей
с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями
речи и другими сложными состояниями речи);
 1 год - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН),
фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии и
ОНР (IV уровень речевого развития);
 от 2 до 3 лет - для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при
различных формах речевой патологии;
 1 - 2 года - для детей с заиканием.
4.10. В случае невозможности оказания коррекционной помощи по устранению
дефектов речи ребенку из-за тяжести физических и психических нарушений он
может быть направлен с согласия родителей (законных представителей) на
психолого-медико-педагогическую комиссию для получения рекомендаций по
выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической помощи. В
случае отказа родителей (законных представителей) ребенка от
рекомендованной специалистами ПМПк дальнейшей образовательной
траектории, учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение
речевого дефекта.

5. Участники коррекционно-образовательной
группе для детей с ОВЗ

деятельности

5.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений
образовательного учреждения являются:
 ребенок с ОВЗ;
 родители (законные представители) воспитанника;

в

дошкольного

учитель-логопед;
 воспитатель;
 педагог-психолог;
 музыкальный руководитель;
 инструктор по физической культуре;
 учитель-дефектолог;
 тьютор.
5.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии
речи
и
коррекции
еѐ
недостатков.
5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права
и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его
Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером
коррекционных
методов
их
обучения.
5.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют
их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи.
5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждѐнному заведующим дошкольным образовательным учреждением.
5.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе с ОВЗ, является учительлогопед.
5.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с
детьми с речевыми нарушениями, решают совместно:
 формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения
пользоваться вербальными способами общения;
 исправление ошибок в речи воспитанников;
 стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования
самостоятельной речью;
 обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
 развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
 консультирование родителей (законных представителей);
 обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей воспитанников.


6.
Материально-техническое
логопедических занятий

обеспечение

помещения

для

6.1. Для проведения коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ
предусматривается помещение, отвечающее действующим санитарногигиеническим
требованиям.
6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием и

дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук.
6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий, его санитарное
состояние и ремонт возлагается на администрацию ДОУ.

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в
ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».