ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ПРИНЯТО: На Педагогическом совете Протокол от 27.08.2021 г. №1 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МДОУ ________Н.А. Овчинникова Приказ от 01.09.2021 г. №126-од Сертификат: 5A0027D82EE407D2657AA3FE1A132DC5A21A97AA Владелец: Овчинникова Наталья Александровна Действителен: с 08.12.2020 до 08.03.2022 Положение об организации коррекционной работы в МДОУ детском саду №15 «Ромашка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в МДОУ детском саду №15 «Ромашка» (ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 2 июля 2021 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями на 21.01.2019 года, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в детском саду регулирует деятельность дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего образование по адаптированной образовательной программе (далее – АОП), а также определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с воспитанниками группы с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья воспитанников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.4. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2. Цель, задачи и содержание коррекционной работы в ДОУ 2.1. Целью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы по выявлению, преодолению и своевременному предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОУ, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка воспитанников к успешному обучению в образовательной организации. 2.2. Основу коррекционной работы составляют следующие принципы: коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ; содержание коррекционной работы – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; все специалисты ДОУ осуществляют коррекционную работу. 2.3. Содержание коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПк); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и их интеграция в ДОУ. 2.4. Коррекционная работа направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 2.5. Коррекционная работа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательную программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории воспитанников. 2.6. Коррекционная работа оказывается воспитанникам с ОВЗ на логопедических пунктах дошкольного образовательного учреждения. 2.7. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ при наличии соответствующих нормативно-правовых, материальнотехнических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. 3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ 3.1. Для получения качественного образования в ДОУ детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих воспитанников, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медикопедагогической комиссии. 3.3. Для коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ, осваивающими образовательную программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.4. Логопедическая группа воспитанников с ОВЗ оснащена необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учѐтом специфики коррекционной работы, в группе имеется оборудованный логопедический кабинет. 4. Комплектование групп для проведения коррекционной работы для воспитанников с ОВЗ 4.1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4.2. На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития); фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; нарушение звукопроизношения - фонетический дефект; заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями речевого развития. 4.3. Основанием для зачисления ребенка на коррекционные логопедические занятия является заявление родителя (законного представителя) и заключение психолого-медико-педагогической комиссии либо заключение психологопедагогического консилиума (ППк) ДОУ. Зачисление проводится в течение учебного года при наличии свободных мест. 4.4. Очередность для зачисления детей на коррекционные логопедические занятия формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений. 4.5. По мере необходимости в течение учебного года учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими. Отчисление детей проводится по приказу заведующего ДОУ по следующим основаниям: по заявлению родителей (законных представителей); по решению психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения в связи с преодолением речевых нарушений, явившихся основанием для зачисления на коррекционные логопедические занятия. 4.6. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте старше 3 лет; для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп; для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп. 4.7. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; в возрасте старше 3 лет, в том числе: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом, не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени, не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. 4.8. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. 4.9. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности речевого нарушения, индивидуально-личностных особенностей и составляет: 3-6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев - для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями речи и другими сложными состояниями речи); 1 год - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН), фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии и ОНР (IV уровень речевого развития); от 2 до 3 лет - для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии; 1 - 2 года - для детей с заиканием. 4.10. В случае невозможности оказания коррекционной помощи по устранению дефектов речи ребенку из-за тяжести физических и психических нарушений он может быть направлен с согласия родителей (законных представителей) на психолого-медико-педагогическую комиссию для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической помощи. В случае отказа родителей (законных представителей) ребенка от рекомендованной специалистами ПМПк дальнейшей образовательной траектории, учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение речевого дефекта. 5. Участники коррекционно-образовательной группе для детей с ОВЗ деятельности 5.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений образовательного учреждения являются: ребенок с ОВЗ; родители (законные представители) воспитанника; в дошкольного учитель-логопед; воспитатель; педагог-психолог; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; учитель-дефектолог; тьютор. 5.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции еѐ недостатков. 5.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения. 5.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 5.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждѐнному заведующим дошкольным образовательным учреждением. 5.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в группе с ОВЗ, является учительлогопед. 5.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно: формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения; исправление ошибок в речи воспитанников; стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью; обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; консультирование родителей (законных представителей); обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников. 6. Материально-техническое логопедических занятий обеспечение помещения для 6.1. Для проведения коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ предусматривается помещение, отвечающее действующим санитарногигиеническим требованиям. 6.2. Помещение для занятий обеспечивается специальным оборудованием и дезинфицирующими растворами для обработки инструментов и рук. 6.3. Ответственность за оборудование помещения для занятий, его санитарное состояние и ремонт возлагается на администрацию ДОУ. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение об организации коррекционной работы в ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в данное Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.