Положение об организации инклюзивного образования в МДОУ детском саду №15 Ромашка от 10.01.2022г.

ПРИНЯТО:
на_Педагогическом_совете
_____________________
Протокол № 3
от «10» января 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий______________
Н.А. Овчинникова
Приказ №2 от «10» 01 2022 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 5A0027D82EE407D2657AA3FE1A132DC5A21A97AA
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 08.12.2020 до 08.03.2022

Положение
об организации инклюзивного образования в
МДОУ детском саду №15 «Ромашка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении разработано в соответствии с
Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным
законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, Федеральным
законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в
ДОУ определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию,
содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду,
а
также
устанавливает
состав
участников
и
их
обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа
к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном

учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
 для получения без дискриминации качественного образования;
 для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие
и в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности для социального
развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.

2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с
разными психофизическими особенностями развития и организация
развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественного
дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными
стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
 разработку и реализацию адаптированной основной образовательной
программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного
учреждения;
 обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и
выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и
семейных ресурсов;
 создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного
обучения в ДОУ;
 создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического
развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
 формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
 формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения.

2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих
моделей обучения:
 полная
инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации,
осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с
учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники,
мероприятия и др.;
 частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
 внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности
здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и
посещают внеклассные мероприятия, кружки и др. по согласованию с
родителями (законными представителями).

3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ

3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют
следующие принципы:
 принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы
развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния
воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного
воспитанника;
 принцип
поддержки
самостоятельной
активности
воспитанника основывается на формировании социально-активной личности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
 принцип активного включения в образовательную деятельность всех его
участников необходим для разработки условий с целью достижения
плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают
каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
 принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и
средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их
диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого
конкретного ребенка;
 принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и
воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;





принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников используют для установления
доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
принцип
динамического
развития
дошкольного
образовательного
учреждения.

4. Организация инклюзивного
образовательном учреждении

образования

в

дошкольном

4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями
для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и
развития детей, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детейинвалидов
в
соответствии
с
индивидуальной
программой
реабилитации/абилитации
ребенка-инвалида.
организации
инклюзивного
образования
в
дошкольном
4.3. Для
образовательном учреждении необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение
ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см.
Приложение 1);
 заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
 предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы
родителей
(законных
представителей),
специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с
ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных
представителей) воспитанников;
 диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-

педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения
данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической
комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
 основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными
возможностями воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в
специально организованных группах компенсирующей и комбинированной
направленности
(общеразвивающей
направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие:
 общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
 фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
 фонетическое недоразвитие речи;
 нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
 заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не
должно превышать:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
 для
детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12
воспитанников в возрасте старше 3 лет;
 для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
 для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте
до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
 для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
 для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3
лет;
 для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
 для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
 для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих
возрастных групп;

для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно
превышать:
 в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 в возрасте старше 3 лет, в том числе:
 не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной
отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами
аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
 не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени;
 не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического
развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и
старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего
анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной
группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
4.10. При комплектовании групп комбинированной направленности не
допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в
развитии учитываются направленность адаптированных образовательных
программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации
в
одной
группе.
4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую
группу
оздоровительной
или
общеразвивающей
направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения
ребенком
ДОУ,
адаптационные
мероприятия).
4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать
создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий,
которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
 по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический
подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,


компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);
 по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
 по
предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи;
 по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной
основной
образовательной
программе
дошкольного
образования
осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медикопедагогической
комиссии
(ПМПк).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является
формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
годовым
планом
ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и
инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния
здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы
принятия
и
поддержки.
4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник,
родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа
с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения
значимых
результатов.
4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и
инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их
медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционноразвивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за
развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в
соответствии
с
установленными
требованиями
СанПиН.
4.22. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования
осуществляется
ПМПк
дошкольного
образовательного
учреждения.

4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с
ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкальноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в
ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются
на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения
формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной
коррекционной).

5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;
 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных
направлений работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия,
консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическая поддержка.

6. Документация по организации инклюзивного образования

6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 график индивидуальных занятий;
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:

комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных
занятий; индивидуальный план коррекционной работы;
 график индивидуальных занятий;
 журнал взаимодействия с воспитателями;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
 расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
 индивидуальный план коррекционной работы;
 лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на
заседаниях психолого-педагогического консилиума.


7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении являются:
 ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
 родители (законные представители) воспитанников;
 учитель-логопед;
 воспитатель;
 педагог-психолог;
 учитель-дефектолог;
 тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии
и
социальной
адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права
и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его
Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их
обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
дальнейшего
обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учительлогопед.

7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.

8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
 принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
 осуществляет
контроль за освоением образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного
образования в соответствии с действующим законодательством;
 взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществлять
контроль за освоением образовательных программ
воспитанников с ОВЗ;
 соблюдать
правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и
состояние их здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним
людям, не имеющим отношения к реализации АООП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством
Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.

настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».