ПРИНЯТО:
на_Педагогическом_совете
_____________________
Протокол № 3
от «10» января 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий______________
Н.А. Овчинникова
Приказ №2 от «10» 01 2022 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5A0027D82EE407D2657AA3FE1A132DC5A21A97AA
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 08.12.2020 до 08.03.2022
Положение
об организации инклюзивного образования в
МДОУ детском саду №15 «Ромашка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении разработано в соответствии с
Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным
законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, Федеральным
законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в
ДОУ определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию,
содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду,
а
также
устанавливает
состав
участников
и
их
обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа
к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном
учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
для получения без дискриминации качественного образования;
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие
и в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности для социального
развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с
разными психофизическими особенностями развития и организация
развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественного
дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными
стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
разработку и реализацию адаптированной основной образовательной
программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного
учреждения;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и
выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и
семейных ресурсов;
создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного
обучения в ДОУ;
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического
развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих
моделей обучения:
полная
инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации,
осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с
учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники,
мероприятия и др.;
частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности
здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и
посещают внеклассные мероприятия, кружки и др. по согласованию с
родителями (законными представителями).
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют
следующие принципы:
принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы
развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния
воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного
воспитанника;
принцип
поддержки
самостоятельной
активности
воспитанника основывается на формировании социально-активной личности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
принцип активного включения в образовательную деятельность всех его
участников необходим для разработки условий с целью достижения
плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают
каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и
средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их
диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого
конкретного ребенка;
принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и
воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников используют для установления
доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
принцип
динамического
развития
дошкольного
образовательного
учреждения.
4. Организация инклюзивного
образовательном учреждении
образования
в
дошкольном
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями
для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и
развития детей, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детейинвалидов
в
соответствии
с
индивидуальной
программой
реабилитации/абилитации
ребенка-инвалида.
организации
инклюзивного
образования
в
дошкольном
4.3. Для
образовательном учреждении необходимо иметь:
заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение
ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см.
Приложение 1);
заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы
родителей
(законных
представителей),
специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с
ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных
представителей) воспитанников;
диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-
педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения
данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической
комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными
возможностями воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в
специально организованных группах компенсирующей и комбинированной
направленности
(общеразвивающей
направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие:
общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
фонетическое недоразвитие речи;
нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не
должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
для
детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12
воспитанников в возрасте старше 3 лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте
до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3
лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих
возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно
превышать:
в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
в возрасте старше 3 лет, в том числе:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной
отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами
аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического
развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и
старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего
анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной
группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
4.10. При комплектовании групп комбинированной направленности не
допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в
развитии учитываются направленность адаптированных образовательных
программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации
в
одной
группе.
4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую
группу
оздоровительной
или
общеразвивающей
направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения
ребенком
ДОУ,
адаптационные
мероприятия).
4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать
создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий,
которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический
подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);
по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
по
предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи;
по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной
основной
образовательной
программе
дошкольного
образования
осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медикопедагогической
комиссии
(ПМПк).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является
формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
годовым
планом
ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и
инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния
здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы
принятия
и
поддержки.
4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник,
родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа
с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения
значимых
результатов.
4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и
инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их
медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционноразвивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за
развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в
соответствии
с
установленными
требованиями
СанПиН.
4.22. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования
осуществляется
ПМПк
дошкольного
образовательного
учреждения.
4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с
ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкальноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в
ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются
на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения
формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной
коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с детьми:
беседы и чтение художественной литературы;
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
индивидуальные занятия со специалистами;
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
проведение режимных моментов образовательной деятельности;
формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с родителями:
тематические родительские собрания и консультации;
доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с педагогами:
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных
направлений работы;
посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия,
консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:
индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
график индивидуальных занятий;
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных
занятий; индивидуальный план коррекционной работы;
график индивидуальных занятий;
журнал взаимодействия с воспитателями;
журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
индивидуальный план коррекционной работы;
лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на
заседаниях психолого-педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении являются:
ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
родители (законные представители) воспитанников;
учитель-логопед;
воспитатель;
педагог-психолог;
учитель-дефектолог;
тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии
и
социальной
адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права
и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его
Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их
обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
дальнейшего
обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учительлогопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
осуществляет
контроль за освоением образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного
образования в соответствии с действующим законодательством;
взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
осуществлять
контроль за освоением образовательных программ
воспитанников с ОВЗ;
соблюдать
правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
учитывать особенности психофизического развития воспитанников и
состояние их здоровья;
педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним
людям, не имеющим отношения к реализации АООП;
педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством
Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.
настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)