ПРИНЯТО: на_Педагогическом_совете _____________________ Протокол № 3 от «10» января 2022 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующий______________ Н.А. Овчинникова Приказ №2 от «10» 01 2022 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 5A0027D82EE407D2657AA3FE1A132DC5A21A97AA Владелец: Овчинникова Наталья Александровна Действителен: с 08.12.2020 до 08.03.2022 Положение об организации инклюзивного образования в МДОУ детском саду №15 «Ромашка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения. 1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности. 1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении. 1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия: для получения без дискриминации качественного образования; для коррекции нарушений развития и социальной адаптации; для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности для социального развития. 1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно. 2. Цель и задачи инклюзивного образования 2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 2.2. Задачи инклюзивного обучения включают: разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения; обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ; создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения: полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.; частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии; внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и посещают внеклассные мероприятия, кружки и др. по согласованию с родителями (законными представителями). 3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка; принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. 4. Организация инклюзивного образовательном учреждении образования в дошкольном 4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детейинвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида. организации инклюзивного образования в дошкольном 4.3. Для образовательном учреждении необходимо иметь: заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1); заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид». 4.4. Этапы реализации инклюзивного образования: предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого- педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ. 4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально организованных группах компенсирующей и комбинированной направленности (общеразвивающей направленности). 4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития); фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; нарушение звукопроизношения - фонетический дефект; заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями речевого развития. 4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте старше 3 лет; для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп; для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп. 4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; в возрасте старше 3 лет, в том числе: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом; не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. 4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. 4.10. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия). 4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия: по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических); по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами-психологами, его психологическое сопровождение; по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи; по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность. 4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПк). 4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым планом ДОУ. 4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов. 4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционноразвивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ. 4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.22. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ПМПк дошкольного образовательного учреждения. 4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкальноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ. 4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ 5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: беседы и чтение художественной литературы; моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; индивидуальные занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; проведение режимных моментов образовательной деятельности; формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. 5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: тематические родительские собрания и консультации; доступная информация о работе по инклюзии. 5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка. 6. Документация по организации инклюзивного образования 6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ: индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; график индивидуальных занятий; мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию: комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий; индивидуальный план коррекционной работы; график индивидуальных занятий; журнал взаимодействия с воспитателями; журнал учета консультаций для родителей (законных представителей); мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; индивидуальный план коррекционной работы; лист коррекционных (индивидуальных) занятий; журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников. 6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях психолого-педагогического консилиума. 7. Участники инклюзивного образования в детском саду 7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении являются: ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; родители (законные представители) воспитанников; учитель-логопед; воспитатель; педагог-психолог; учитель-дефектолог; тьютор. 7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации. 7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения. 7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения. 7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учительлогопед. 7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ 8.1. Администрация ДОУ: проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ. 8.2. Педагоги обязаны: организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АООП; педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)