Положение о работе с одаренными детьми в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 15 «Ромашка» от 01.04.2023г.

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 5 от 23.03.2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МДОУ детский сад №15
«Ромашка»_____________________
/Н. А. Овчинникова/
Приказ № 64 - од от 01.04.2023
Положение о работе с одаренными детьми
в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении
детский сад № 15 «Ромашка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми Муниципального дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 15 «Ромашка» (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 04.08. 2023 года (ст.77),
постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их
дальнейшего развития» с изменениями от 18 сентября 2021 года, а также Уставом и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность дошкольного образовательного учреждения.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00BDD537C7035BB55B38F742D89FD251BF
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 11.05.2023 до 03.08.2024

1.2. Данное Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 15 «Ромашка» (далее – ДОУ) определяет
содержание работы с одаренными воспитанниками ДОУ, способствующей полноценному
развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его
самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального дарования,
достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников,
имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности.
Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей ДОУ на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним
из результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является
увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:
- более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
- доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и
средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
одаренных детей в условиях ДОУ, а также создание благоприятных условий для
реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов,
родителей, руководителей ДОУ.
1

1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности воспитанников;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
- работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
- использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и
свободной деятельности детей;
- организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
- поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и
планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
- принцип расширения образовательного пространства;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
- принцип добровольности;
- принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
- заведующий, старший воспитатель;
- воспитатели;
- специалисты (учитель-логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре);
- воспитанники;
- родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения: - конкурсы,
выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии с
планом работы);
- проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);
- творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
- тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в ДОУ:
Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников совместно с
воспитателями и родителями (законными
представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с

Периодичность
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год, итоговый
2

одаренными детьми
педсовет
Тематический контроль
По годовому плану
3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее
выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
- создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
- создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
- мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
- организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
- создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
- активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
- развитие проектной деятельности воспитанников;
- подготовке материалов для сайта ДОУ ;
- привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников:
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с
одарёнными воспитанниками;
- создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
- организация мастер-классов;
- тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения
развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
- организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
- организация проектной деятельности с воспитанниками;
- организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
- поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
- педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
3

- помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных
воспитанников;
- проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью
мониторинга:
- тематические конкурсы, выставки;
- проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих
с одаренными детьми:
- для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами,
участие в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением
информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и управления
образования;
- для одаренных детей: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами,
награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри ДОУ, обеспечение
участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об
успехах и достижениях на сайте ДОУ.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
- беседы с родительской общественностью;
- беседы с руководством различных предприятий поселка (населенных пунктов),
индивидуальных предприятий.
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
- конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные шоу;
- спортивные соревнования;
- викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего ДОУ входит:
- планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
- материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
воспитанниками.
4.2. Функции старшего воспитателя:
- планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
4

- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией
данного Положения;
- руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
воспитанниками;
- координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
воспитанников;
- сбор информационных данных по одарённым детям;
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы
по данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками;
- определение критериев эффективности работы;
- оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
- размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на
сайте ДОУ.
4.4. Функции педагогов:
- выявление одаренных детей;
- участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных
детей;
- планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
- подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, выставках,
соревнованиях разного уровня;
- предоставление необходимой информации заведующему, старшему воспитателю;
- создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей одаренных детей;
- мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.),
наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и
анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого,
исследовательского уровней;
- организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
- подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
- оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для
предъявления на педсовете;
- создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по
вопросам развития способности их детей.
4.5. Функции узких специалистов:
- выявление одаренных детей;
- заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей
(сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные
своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
- планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
5

- предоставление необходимой информации заведующему, старшему воспитателю.
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками в ДОУ
5.1. Работа с воспитанниками:
- работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий,
участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского
творчества, викторин, спортивных соревнований;
- работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование
исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения
педагогического опыта;
- работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах),
индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями):
- работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников
проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной информации
по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах;
- за данное направление ответственность несут старший воспитатель, воспитатели.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является
локальным, нормативным актом, принимается на педагогическом совете и утверждается
приказом заведующего ДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».