Положение о дополнительном образовании воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 Ромашка от 01.09.2024г.

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол №3 от 09.01.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МДОУ детский сад №15
«Ромашка»_____________________
/Н. А. Овчинникова
Приказ №34-од от 09.01.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Положение
о дополнительном образовании воспитанников
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 15 "Ромашка"

Сертификат: 00BDD537C7035BB55B38F742D89FD251BF
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 11.05.2023 до 03.08.2024

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании воспитанников
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15
"Ромашка"(далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 25
декабря 2023 года), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629
от 27 июля 2022 г «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15
«Ромашка» (далее ДОУ), Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 года.

1.2. Данное Положение регулирует организацию образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам, в том числе особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, определяет основные цели, задачи и структуру программы дополнительного
образования детей в ДОУ, порядок принятия и утверждения дополнительной
общеразвивающей программы, порядок приема на обучение по дополнительной
общеразвивающей программе, устанавливает требования к оформлению программы,
права и обязанности педагога дополнительного образования, а также контроль,
документацию и отчетность.
1.3. Дополнительное образование в ДОУ - это целенаправленный процесс воспитания и
обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ,
оказания дополнительных образовательных услуг за пределами образовательной
программы дошкольного образования ДОУ в интересах человека, общества, государства.
1.4. Дополнительное образование воспитанников ДОУ направлено на развитие личности,
ее мотивации к познанию и творческой деятельности.
1.5. Дополнительное образование в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
- свободный выбор воспитанниками дополнительных общеразвивающих программ в
соответствии с их интересами, склонностями и способностями;
- многообразие дополнительных общеразвивающих программ, удовлетворяющих
разнообразные интересы детей;
- непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных
общеразвивающих программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;
- творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников ДОУ,
сохранение физического и психического здоровья детей.
1

1.6. ДОУ организует реализацию дополнительного образования (далее - кружки) в целях
наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их
родителей (законных представителей).
1.7. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ДОУ организует
образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеразвивающим
программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий
обучающихся.
1.8. ДОУ создает специальные условия в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации
(абилитации) инвалида, ребенка-инвалида (использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья).
1.9. Занятия в кружке не могут быть организованы взамен или в рамках образовательной
программы дошкольного образования ДОУ и осуществляются бесплатно.
1.10. Руководство деятельностью кружка возлагается на педагога дополнительного
образования ДОУ.
1.11. Данное Положение распространяется на педагога дополнительного образования
ДОУ, педагогических работников, а также на старшего воспитателя ДОУ,
выполняющегофункции контроля качества реализации дополнительной
общеразвивающей программы.
2. Основные цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Основной целью дополнительной общеразвивающей программы является –
формирование единого образовательного пространства ДОУ для повышения качества
образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих
средах.
2.2. При разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.3. Использование при реализации дополнительной общеразвивающей программы
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
2.4. Дополнительная общеразвивающая программ должна быть направлена на решение
следующих задач:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
воспитанников;
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностейвоспитанников в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию свободного времени воспитанников;
- адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию воспитанников;
- выявление, развитие и поддержку воспитанников, проявивших выдающиеся
способности;
2

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересоввоспитанников, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
2.5. Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:
- достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы, российским традициям;
- соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
- направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической,
естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности).
2.6. Приоритеты дополнительной общеразвивающей программы:
- организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие
личности воспитанников ДОУ;
- активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования
педагогического поиска;
- коррекция и формирование физически и психически здоровой личности;
- развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью
ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации.
2.7. Ожидаемые результаты:
- личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к
обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех
формируемых качеств и умений;
- личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями,
культурно-национальными особенностями региона;
- личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и
творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие;
- личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная.
3. Организация деятельности
3.1. Занятия в кружке проводятся во второй половине дня, не допускается проводить
занятия кружка за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
3.2. Для оказания дополнительных услуг в ДОУ создаются необходимые условия в
соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН),
требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей,
изложенными в инструкциях по охране труда и Положении об организации работы по
охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельностив
Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 15 «Ромашка».
3.3. В начале каждого учебного года в старших группах детского сада проводится
подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на
разные виды дополнительных бесплатных услуг, рекламная деятельность, показ открытых
мероприятий.
3.4. Запись в кружки проводиться по выбору детей и согласуется с их родителями
(законными представителями), допускается посещение не более 2 кружков одним
воспитанником ДОУ.
3.5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках определяется в
соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста,
которую проводят:
для детей 5-6 лет - не более 25 мин. - 2 занятия в неделю;
3

для детей 6-8 лет - не более 30 мин. - 2 занятия в неделю.
3.6. Направление деятельности кружков.
Художественное направление
Задачи:
- развивать у детей эстетическое восприятие;
- формировать эстетической культуру и вкус, интерес и любовь к высокохудожественным
произведениям искусства. развивать художественно-эстетические способности детей;
- формирование способности произвольно пользоваться полученными представлениями,
окружающими особые проявления в художественно-эстетической области, активно
переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность произведений
изобразительного искусства;
- развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления
сдуховной культурой других народов;
- приобщение к народному, классическому и современному искусству,
формированиеинтереса и любви к пению и изобразительному искусству, развитие
творческих способностей воспитанников ДОУ;
- формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в
творческой деятельности;
- создание социально-культурной пространственной развивающей среды,способствующей
эмоциональному благополучию воспитанников;
- организация выставок работ, композиций, концертов и выступлений детей и родителей
(законных представителей) воспитанников.
3.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных
представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском
саду. Информация содержит следующие сведения:
- уровень и направленность реализуемых дополнительных общеразвивающих программ и
сроки их освоения;
- перечень дополнительных образовательных услуг;
- перечень лиц, непосредственно оказывающих дополнительные услуги, их образование,
стаж, квалификация и др.
3.8. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для
ознакомления:
- Устав ДОУ;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы,
регламентирующие организацию образовательной деятельности ДОУ;
- Адрес и телефон ДОУ.
3.9. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительных образовательных
услуг. Данные услуги включаются в годовой план работы ДОУ.
Приказом утверждаются:
- кадровый состав и его функциональные обязанности;
- перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления
- дополнительная общеразвивающая программа, включающая перспективно-тематическое
планирование на основе соответствующих программ и методик.
3.10. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает:
- расписание занятий;
-при необходимости, другие документы (должностные инструкции и т. д.)
3.11. Дополнительные бесплатные услуги определяются на учебный год, зависят от
запросов детей и их родителей (законных представителей). Приём воспитанников в
кружки осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и
образовательных программ.

4

3.12. Дополнительные услуги оказываются в нерегламентированное время во вторую
половину дня (после сна). Место оказания услуг определяется в соответствии с
расписанием.
3.13. Комплектование кружков проводится педагогом дополнительного образования ДОУ
в сентябре, в течение 10 дней. Количество воспитанников в кружке не более 15 чел.
Численный состав кружка может быть уменьшен при включении в него воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.

3.14. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно
дублировать образовательную программу дошкольного образования ДОУ, должно
строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3.15. Занятия начинаются не позднее 10 сентября и заканчиваются в соответствии с
выполнением программ и планов, рассмотренных на заседании педагогического совета
ДОУ.
3.16. Сетка занятий составляется старшим воспитателем ДОУ и предусматривает
максимальный объём недельной нагрузки во время занятий с учётом возрастных
особенностей воспитанников, пожеланий родителей и установленных санитарногигиенических норм. Сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
3.17. Каждый воспитанник ДОУ имеет право заниматься в нескольких кружках и менять
их по желанию.
3.18. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования
может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально.
3.19. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной
безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с
воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
3.20. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ ДОУ может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать
необходимые условия для совместной деятельности воспитанников и родителей
(законных представителей).
3.21. В работе кружков (с согласия руководителя кружка) совместно с воспитанниками
могут участвовать родители (законные представители) воспитанников.

3.22. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей,
соблюдения Положения, выполнения программы дополнительного образования
обсуждаются на Педагогическом совете, а также на Совете родителей ДОУ.
4. Порядок приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам
4.1. На дополнительные образовательные услуги зачисляются воспитанники с 5 до 7 лет.
4.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительные образовательные
услуги по дополнительным общеразвивающим программам только по причине
противопоказаний по состоянию здоровья.
4.3. Прием на дополнительные образовательные услуги по дополнительным
общеразвивающим программам осуществляется без процедур отбора.
4.4. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ
предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий
действующему законодательству Российской Федерации.
4.5. С целью проведения организованного приема на дополнительные образовательные
услуги по дополнительным общеразвивающим программам ДОУ размещает на
информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, работающих в
текущем учебном году.
4.6. Зачисление по дополнительным общеразвивающим программам оформляется
приказом в течение учебного года.
5

5. Отчисление воспитанников
Отчисление воспитанников производится:
- в связи с получением дошкольного образования (завершением обучения);
- по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника;
- по иным обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Отчисление воспитанников оформляется приказом заведующего ДОУ.
6. Структура программы дополнительного образования
6.1. Структура программы выглядит следующим образом:
Титульный лист;
Информационная карта дополнительной (общеразвивающей) программы
Пояснительная записка;
Учебный план;
Содержание изучаемого курса;
Организационно-педагогические условия;
Приложение.
6.1.1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- полное ДОУ;
- где, когда и кем утверждена программа;
- название программы;
- возраст детей;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность автора (ов) программы;
- название населенного пункта, в котором реализуется программа;
- год разработки программы.
6.1.2. Информационная карта дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы содержит краткую информацию о разработчиках и участниках программы, о
содержании и планируемых результатах.
6.1.3. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
- направленность программы;
- новизну, отличительные особенности;
- актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи программы.
- Цель программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому
должны быть направлены все усилия педагога и воспитанников. Она может быть
глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры
через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное
воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской
технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение,
организация полноценного досуга, создание новой методики).
- Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных,
развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать
содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна
включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.);
- календарный учебный график;
- формы и режим занятий;
- планируемые результаты;
- формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы (выставки, фестивали, соревнования, учебноисследовательские конференции и т.д.).
6

6.1.4. Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме.
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на
каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
6.1.5. Содержание программы дополнительного образования, возможно, отразить через
краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает
выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее
количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по
разделам и темам.
6.1.6. Организационно-педагогические условия.
- техническое обеспечение программы
- методическое обеспечение программы дополнительного образования - (разработки игр,
бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.); рекомендаций по проведению практических
работ, дидактический и игровой материалы.
В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются
методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать
развитие личности воспитанника.
Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, игровые
образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины,
выставки, концерты и др.
Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются:
Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания,
издательство, год издания, иллюстрации.
6.1.7. Приложение. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: оценочные,
дидактические материалы, план методической работы педагога и т. д.
7. Требования к оформлению программы
7.1. Набор текста производится в текстовом редакторе MicrosoftWord с одной стороны
листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер — 12 (14) пт. межстрочный
интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине.
7.2. По контуру листа оставляются поля: левое и нижнее — 25 мм, верхнее – 20 мм,
правое – 10 мм.
7.3. Страницы программы дополнительного образования нумеруются, титульный лист
считается первым, но не подлежит нумерации.
7.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия
издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным
разделам образовательной области.
8. Порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы
8.1. Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается рабочей группой
(педагог дополнительного образования, старший воспитатель, педагоги), согласовывается
на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего ДОУ.
8.2. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании
программы на Педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты
рассмотрения; гриф об утверждении программы заведующим детским садом со ссылкой
на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания приказа).
9. Права и обязанности педагога дополнительного образования
9.1. Педагог дополнительного образования в ДОУ обязан:
7

- иметь среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по
направлениям, соответствующим направлениям дополнительных
общеобразовательных(общеразвивающих) программ, реализуемых ДОУ) и отвечающий
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам;
- разработать рабочую программу;
- внести списочный состав воспитанников, реализующих дополнительную
общеразвивающую программу, на информационный сайт «Навигатор дополнительного
образования детей Нижегородской области»
- вести табель и учет посещаемости воспитанников;
- проводить мониторинг освоения рабочей программы;
- взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными
представителями) ребенка;
- осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида
деятельности;
- предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по своему
направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания,
образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых
мероприятий и др.);
- соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном Законе
«Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы
охраны труда, установленные соответствующими инструкциями по охране труда и
Положением о СУОТ в ДОУ, пожарной безопасности.
9.2. Имеет право:
- в рабочем порядке вносить коррективы в рабочую программу;
- участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической
работы, представлять опыт своей работы в СМИ.
9.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии
со следующими дидактическими принципами:
- создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощено;
- целостный подход к решению педагогических задач: обогащение воспитанников ДОУ
эмоциональными впечатлениями через игровую деятельность, рисунок, пение, слушание
музыки, двигательную и театрализованную деятельность;
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
- положительная оценка деятельности детей ДОУ.
9.4. Основными направлениями деятельности дополнительного образования являются:
- организация образовательной деятельности по программам дополнительно образования
в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников ДОУ, с
их интересами и способностями и с учётом недостатков в развитии речи;
- диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ
дополнительного образования.
10. Контроль
10.1. Контроль осуществления дополнительного образования в ДОУ выполняется
заведующим ДОУ в соответствии с планом контрольной деятельности.
10.2. Самоанализ проводится педагогом дополнительного образования в конце учебного
года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с
использованием фотоматериалов.
8

10.3. Контроль над деятельностью кружков содержит:
- соблюдение законодательной базы;
- порядок документального оформления;
- анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагога
дополнительного образования, разработка предложений по распространению
положительного опыта и устранению негативных тенденций;
- анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию
дошкольников;
- оказание методической помощи педагогу дополнительного образования в процессе
контроля.
10.4. При оценке педагогической деятельности педагога дополнительного образования
учитывается:
- выполнение программ, планов;
- уровень развития дошкольников;
- личностно-ориентированный подход к ребенку;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе;
- способность к анализу и умение корректировать деятельность.
10.5. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом
совете ДОУ, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета.
11. Документация и отчетность
11.1. Педагог дополнительного образования ведет следующую документацию:
- программы, перспективные планы работы (утвержденные педагогическим советом);
- календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы;
- списки воспитанников;
- расписание образовательной деятельности;
- журнал учета посещаемости;
- методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических
методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.);
- перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров,
конкурсов,соревнований;
- отчеты о работе кружков, творческие достижения воспитанников.
11.2. Педагог дополнительного образования представляет:
- полный анализ деятельности на методических мероприятиях ДОУ (один раз в год);
- организует выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации;
- организует творческие отчеты перед родителями (законными представителями)
воспитанников;
- использует результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах
сопровождения развития ребенка.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается
на педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается
приказомДОУ.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
12.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
9

После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».