ПРИНЯТО Советом учреждения Протокол от 20.10.2022г. №4 С учетом мнения Совета Родителей Протокол от 20.10.2022г. №3 УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МДОУ детский сад №15 «Ромашка» от 20.10.2022 г. № 165-од Заведующий _____________ Н.А. Овчинникова ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00BDD537C7035BB55B38F742D89FD251BF Владелец: Овчинникова Наталья Александровна Действителен: с 11.05.2023 до 03.08.2024 Положение о порядке выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении МДОУ детский сад №15 «Ромашка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 «ромашка» (далее - Положение) (далее – ДОУ) разработано в соответствии с: Международной Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ; Семейным кодексом РФ; Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ; Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Уставом МДОУ. 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность ДОУ по раннему выявлению семейного неблагополучия и организацию социального взаимодействия с семьями, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, по защите законных прав и интересов несовершеннолетних воспитанников. 2. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 2.1. Целью деятельности ДОУ, является выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей. 2.2. Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению и учёту семейного неблагополучия являются: выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних воспитанников; оказание социально – психолого-педагогической помощи несовершеннолетним воспитанникам; проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. 3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия 3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются: Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в ДОУ без уважительной причины. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями), иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних воспитанников) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении,обучении и т.д.). Злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни. Вовлечение несовершеннолетних воспитанников в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, и т.д.). Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними воспитанниками (признаки физического, психического и иного насилия) со стороны родителей (законных представителей). Отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских показаний. 3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в ДОУ: особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид, опухшие веки, санитарно- гигиеническая запущенность, педикулез, низкая масса тела и т.д.); дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей); семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; отсутствие условий для воспитания детей: работы у родителей (законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия); отсутствие связи с ДОУ, невнимание родителей к успехам ребёнка; смерть одного из родителей (законных представителей); уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных представителей); постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями (законными представителями); семьи, использующие неконструктивные методы воспитания; семьи, имеющие детей-инвалидов до 8 лет; семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; многодетные семьи; семьи, в отношении членов которых проводилась работа Комиссией по делам несовершеннолетних воспитанников и защите их прав; семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы; возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения свободы. 3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о нарушениях прав несовершеннолетнего воспитанника являются: результаты рассмотрения материалов на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; заявления родственников; обращения несовершеннолетних воспитанников (жалобы детей). 4. Порядок организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п. 3.3, о нарушениях прав несовершеннолетнего воспитанника, в ДОУ проводятся следующие мероприятия: Создается Совет профилактики по работе с семьями, находящимися в социально опасномположении (далее – Совет). Совет принимает решение о постановке на внутренний учет семей на основании письменного ходатайства педагога или назначенного приказом заведующего ответственного лица, о рассмотрении вопроса постановки (снятия) на внутренний учет в ДОУ семьи несовершеннолетнего воспитанника с учетом всех собранных материалов (характеристики на семью и др.). В случае постановки семьи на внутренний учет ДОУ, членами Совета осуществляется оформление документов в соответствии с п. 5.1. настоящего Положения. В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется передача сведений о семье, несовершеннолетнем воспитаннике в комиссию по делам несовершеннолетних. 4.2. Профилактическая работа ДОУ с семьями воспитанников осуществляетсяпо определенному алгоритму действий: Профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семьях с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия; Выработка плана по осуществлению индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьёй, состоящей на внутреннем учете; Анализ работы с семьёй, состоящей на внутреннем учете, с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего воспитанника. 4.3. Семья находится на внутреннем учете ДОУ то количество времени, которое определяет Совет (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу). Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного результата проведённых мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного представления председателя Комиссии. С целью раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении проводится опрос форме анкетирования родителей (законных представителей) вновь принятых воспитанников. 5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении 5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении в ДОУ предусматривает наличие обязательной документации: Приказ о создании Совета профилактики по работе с семьями, находящимися всоциально опасном положении; Положение о Совете профилактики МДОУ; Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; План профилактической работы Совета профилактики по работе с семьями, находящимисяв социально опасном положении; Журнал учета поступивших сведений о несовершеннолетних воспитанниках (семьях), оказавшихся в социально опасном положении; Представление на постановку на внутренний учёт (Приложение № 1); Представление на снятие с внутреннего учёта (Приложение № 2); Учетная карта воспитанника из семьи, находящей в социально опасном положении (Приложение № 3); Протокол заседания Совета (Приложение № 4); План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей (Приложение № 5). Карта выявления детей группы риска (Приложение № 6). 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается решением Совета учреждения с учетом мнения Совета родителей, утверждается и вводится в действие приказом заведующего ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные пункты настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти пункты утрачивают силу до момента внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в Положение. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.2. настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение №1 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении семьи __________________________________________________________________ (ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы) За (основание) ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ считаю(ем) необходимым поставить на внутренний учет в образовательном учреждении, как семью, находящуюся в социально опасном положении «____»______________20 _____ г. Представление рассмотрено на заседании Совета профилактики «____»____________20___ г. протокол №_____, решение _______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ С решением ознакомлен (-а): ______________________/________________________ (подпись родителя (законного представителя)/(расшифровка подписи)) ______________________/________________________ (подпись родителя (законного представителя)/(расшифровка подписи)) Председатель Совета __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) Приложение №2 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении семьи __________________________________________________________________ (ФИО, дата рождения воспитанника, номер группы) Основание для снятия с учета ______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ считаю(-ем) необходимым поставить на внутренний учет в образовательном учреждении, как семью, находящуюся в социально опасном положении «____»______________20 _____ г. Представление рассмотрено на заседании Совета «____»____________20___ г. протокол №_____, решение _______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ С решением ознакомлен (-а): ______________________/________________________ (подпись родителя (законного представителя)/(расшифровка подписи)) ______________________/________________________ (подпись родителя (законного представителя)/(расшифровка подписи)) Председатель Совета __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) Приложение №3 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Учетная карточка воспитанника (семьи) ФИО воспитанника _________________________________________________________ Дата рождения __________________________________________________________ Домашний адрес _________________________________________________________ Какую группу посещает __________________________________________________ Состав семьи (или лица, проживающие совместно с ребенком) Ф.И.О., год рождения Проживает Степень родства с постоянно/времен ребенком но/, не проживает Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка Сведения об иных родственниках ребенка: фамилия, имя, отчество (при наличии) степеньродства, место жительства. Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская, один (оба) родитель инвалид, с детьми-инвалидами др.) ____________________________________________________________________ Стиль воспитания ________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть): атмосфера в семье дружелюбная, теплая; отношения близкие, доверительные; отношения отчужденные; взаимопонимание ребенка с родителями; отсутствие взаимопонимания; иное. Характеристика жилищно-бытовых условий семьи ___________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Дата, причины, основание постановки на учет в ДОУ _____________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего воспитанника ________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Дата заполнения и регистрационный номер ___________________________________ Председатель Совета __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) Приложение №4 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении ПРОТОКОЛ заседания Совета профилактики по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении «_____»_______________ 20____г. № ______ Всего членов Совета _____ Присутствовали: Председатель _______________________________________________________________ Секретарь _____________________________________________________________________ Члены Совета: _______________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Приглашены: ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Повестка дня Ход заседания По первому вопросу слушали:______________________________________________ ________________________________________________________________________ Решили: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ По второму вопросу слушали: _____________________________________________ ________________________________________________________________________ Решили: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Контроль за выполнением решения возложить на _____________________________ ________________________________________________________________________ Председатель Совета __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) Секретарь Комиссии __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) С решением ознакомлены: ________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) Приложение №5 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении План Индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении №п/п Направление работы Сроки исполнения Ответственные за выполнение Председатель Совета __________________________/________________________ (подпись /расшифровка подписи) Приложение №6 к Положению о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Карта выявления детей группы риска Группа: Дата заполнения: Количество детей в группе: Фамилия, имя воспитанника Медицинские данные (данные медицинской карты) Имеются ли хронические заболевания,проблемы с органами зрения, слуха Часто болеет ОРЗ, пропускает по 40 иболее дней в учебном году Состоит на учете у невролога, психоневролога Имелись ли ЧМТ Есть ли инвалидность, ОВЗ Социальные данные Асоциальная семья (жестокое или пренебрежительное обращение) Малообеспеченная семья Неполная семья Семья с низким уровнем родительскихкомпетенций проводится /проводилась / работа Комиссии по делам несовершеннолетнихи защите их прав Педагогические данные Проблемы в развитии и обучении Расторможенность, неусидчивость, агрессивность Тревожность, страхи Трудности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Педагогическая запущенность Выводы Находится в зоне риска Относится к группе риска