Положение об организации работы по ранней профориентации воспитанников МДОУ детский сад № 15 «Ромашка» 10.10.2023г.

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол от 30.08.2023 г

№ 1.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МДОУ детский сад №15
«Ромашка»_____________________
/Н. А. Овчинникова
Приказ от 10.10.2023 г.
№ 171 - од
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00BDD537C7035BB55B38F742D89FD251BF
Владелец: Овчинникова Наталья Александровна
Действителен: с 11.05.2023 до 03.08.2024

Положение
об организации работы по ранней профориентации воспитанников
МДОУ детский сад № 15 «Ромашка»
1.Общее положение

Положение об организации работы по ранней профориентации воспитанников
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 "Ромашка"
(далее – Положение, ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.), Указами
Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года», № 274 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года», положениями Национального
проекта «Образование».
2. Цель и задачи организации ранней профориентации в ДОУ.
Цель:
создание мотивирующей профориентированной образовательной среды для освоения
ребенком социокультурного опыта с учетом его возрастных особенностей.
Задачи:
- создать условия для формирования осознанного интереса к профессиональной
деятельности взрослого, ее результатам, а также представление о своих возможностях в
плане ее осуществления;
- расширить круг знаний о профессиях взрослых, понимание их социальной значимости, а
также изменений мира профессий в соответствии с веяниями времени;
- включить каждого ребенка в новые для него виды деятельности (социокультурные
практики), с учетом индивидуальных интересов, потребностей, способностей.
3. Принципы организации ранней профориентации в ДОУ:
Принцип амплификации детского развития, то есть расширение (обогащение)
возможностей развития личности обучающегося в процессе деятельного освоения
социокультурного опыта и полноценного проживания ребенком всех этапов детства.
Принцип антропоцентризма, означает «помещение» ребенка в центр образовательной
системы и признание его права на индивидуальность.
Принцип вариативности, предполагающий предоставление детям многообразия
полноценных, качественно специфичных и при этом привлекательных вариантов программ,
образовательных технологий.
Принцип диалогичности означает трансляцию образовательного процесса в форме
диалога, который рассматривается как социокультурное явление, позволяющее ввести
ребенка в социальный мир.

1

Принцип инициирования субъектности подразумевает признание ребенка любого
возраста в качестве субъекта образования и делегирование ему части функций по
организации образовательной деятельности
Принцип природосообразности, означает осуществление образования ребенка в
соответствии с законами развития детского организма, т. е. ранняя профориентация не
должна привести к доминированию акселерации развития ребенка.
Принцип непрерывности развития личности, который объясняет механизмы развития
личности.
Принцип целостности подразумевает проектирование образовательной деятельности
как целостного по своим целевым ориентирам, содержанию и структуре.
Принцип наглядности, предполагает создание оптимальных условий для организации
восприятия детьми окружающего мира с помощью разных органов чувств.
Принцип связи образования с жизнью ориентирует педагога на выбор таких форм и
методов ранней профориентации, которые позволяют даже самым маленьким детям
постигать смысл способов деятельности, отражающих профессии взрослых, и на этой основе
жизненный смысл формируемых понятий, умений, способов деятельности, культурных
практик.
Принцип сознательности и активности, когда ребенок выступает не объектом
воздействия взрослых, а субъектом саморазвития со своей позицией.
Принцип систематичности, последовательности и доступности подразумевает
соответствие задач ранней профориентации уже освоенному опыту и индивидуальным
особенностям ребенка на оптимальном уровне трудности, а также наличие системы
определенного порядка, логики, системы в организации образовательной деятельности.
Принцип интегративности предполагает умение педагога переносить (переводить)
информацию из одной образовательной области в другую для ее многоаспектного освоения
детьми в целях обретения культурных и личностных смыслов.
Принцип воспитывающего и развивающего характера образования подразумевает
единство задач обучения, воспитания и развития в образовательной среде.
4. Организация работы по ранней профориентации в ДОУ.
4.1. Работа по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста
осуществляется педагогами ДОУ, на основании функциональных обязанностей работников
ДОУ, в которых указываются компетенции, реализуемые ими в части осуществления ранней
профориентации дошкольников:
 заведующий – формирует блок локальных актов, регулирующих работу по ранней
профориентации воспитанников ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом
и контролирует их исполнение;
- принимает управленческие решения по совершенствованию работы ранней профориентации на
основе анализа результатов, полученных в процессе работы

 старший воспитатель
– организует работу по ранней профориентации воспитанников ДОУ:
- координирует деятельность педагогов ДОУ;
- осуществляет взаимодействие с социальными партнерами;
- организует информирование, консультирования воспитателей, родителей (законных
представителей) по ранней профориентации;
- проводит мониторинг результативности работы в вопросах ранней профориентации
дошкольников;
- составляет отчеты и аналитические справки по вопросам ранней профориентации;
 воспитатели – знакомят детей с миром профессий, проводят мероприятия разных
форм в направлении ранней профориентации, проводят мониторинг уровня
информированности о мире профессий среди воспитанников;

2






музыкальный руководитель – создает условия для развития познавательных,
художественно – эстетических интересов воспитанников, необходимых для
ознакомления дошкольников с миром профессий;
учитель-логопед – оказывает индивидуальную коррекционную поддержку в вопросах
ранней профориентации дошкольников;
инструктор по физической культуре – создает условия для развития познавательных,
физических навыков воспитанников, необходимых для ознакомления дошкольников с
миром профессий;
педагог-психолог - проводит консультирование, диагностику и оказывает помощь в
ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями и элементарными
профессиональными действиями;

4. 2. ДОУ разрабатывает программу ранней профессиональной ориентации детей
дошкольного возраста.
4.3. Система работы по ранней профориентации закладывается воспитателем в рабочую
программу и календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4.4. Работа по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста
осуществляется во взаимодействии с родителями (законными представителями)
воспитанников, педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций,
со специалистами управления образования, с работниками предприятий и организаций
Тоншаевского муниципального округа.
5. Формы организации, методы и приемы ознакомления обучающихся с профессиями
взрослых
5.1. Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Непосредственная образовательная деятельность:
 занятия
 социально-игровые проекты
 тематические праздники
 просмотр видеофильмов
 экскурсии
 фестиваль профессий
 мастер-классы дошколятам о профессиях
 наблюдения
 чтение художественной литературы
 беседы
 объяснение
 упражнения
 рассматривание иллюстраций
 просмотр видеофильмов
 дидактические игры
 тренинги
 викторины
 КВН
 моделирование
 самостоятельное планирование трудовой деятельности
 конкурс пословиц и поговорок «Дело мастера боится» и проч.
Образовательная деятельность в режимных моментах
3
















наблюдение
личный пример
объяснение
напоминание
беседы
похвала
упражнения
дидактические игры
чтение и рассматривание иллюстраций о труде взрослых
поручения
самообслуживание
совместный труд
создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к
проявлению трудовых навыков
трудовые поручения и проч.

5.2. Самостоятельная деятельность детей












игры со сверстниками: сюжетно-ролевые, дидактические
самообслуживание
дежурство
со сверстниками рассматривание иллюстраций
совместная со сверстниками продуктивная деятельность
наблюдение
социальная акция «Делаем книги сами»
совместный труд детей
заполнение странички индивидуаль ных портфолио «Профессии моей семьи».
начало создания индивидуальных портфолио «Мои трудовые достижения».
труд в уголке природы

5.3. Образовательная деятельность в семье
 экскурсии
 наблюдения
 чтение
 личный пример
 беседа
 объяснение
 социальная акция «Копилка трудовых дел»
 заполнение странички портфолио «Мои трудовые достижения»
 участие в социальной акции «Трудовые династии».
 показ
 напоминание
 совместный труд детей и взрослых
 рассказ
 просмотр видеофильмов
6. Сопровождение ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством
рационального использования ресурсов социокультурной сферы
Эффективное социальное партнерство ДОУ с производственно-трудовой сферой может
реализоваться:
4

– через систему совместных профессионально ориентирующих мероприятий: организация
экскурсий на предприятия, виртуальные экскурсии в музейные комплексы предприятий
Нижегородской области, встречи с представителями разных профессий, досуговую
деятельность;
– включение воспитанников ДОУ в различные виды совместной с партнерами деятельности
(продуктивная деятельность, общественно-полезный труд, субботники, конкурсы, фестивали
профессий);
– участие в областном чемпионате СтартПрофи в дистанционном формате среди
воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учащихся
начальных классов средних и основных общеобразовательных школ Нижегородской области

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на
педагогическом совете и утверждается приказом ДОУ.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. После
принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой
редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».