ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол от 31.08.2023 г № 1 УТВЕРЖДЕНО Заведующий МДОУ детский сад №15 «Ромашка»_____________________ /Н. А. Овчинникова Приказ от 31.08.2023 № 133 Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная ритмика» Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 «Ромашка» (Срок реализации 2 года, возраст детей 5-7 лет) Авторы-разработчики: Тотмина Н. А. ,педагог дополнительного образования, Мальцева А. А, старший воспитатель, Цветкова Н. Б, воспитатель высшей кв. категории, Соплина Н. В., воспитатель высшей кв. категории р.п. Пижма 2023 год 1 Информационная карта дополнительной общеразвивающей программы «Танцевальная ритмика». 1 Полное название программы Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная ритмика». 2 Авторы - разработчики Тотмина Н. А. ,педагог дополнительного образования, программы Мальцева А. А, старший воспитатель, Цветкова Н. Б, воспитатель высшей кв. категории, Соплина Н. В., воспитатель высшей кв. категории 3 Название проводящей Муниципальное дошкольное образовательное организации учреждение детский сад № 15 «Ромашка» 4 Адрес организации 606930, Нижегородская обл., р.п. Пижма, ул.Кирова, д.12 5 Телефон 8 (831)51-93-4-24 6 Форма проведения групповые занятия 7 Цель программы Создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством хореографического искусства 8 Направленность программы Художественная 9 Сроки реализации программы 2 года 10 Место реализации программы р.п.Пижма, МДОУ детский сад № 15 «Ромашка» 11 Официальный язык программы Русский 12 Общее количество участников 38 (2 группы) программы (детей и взрослых) 13 География участников Воспитанники МДОУ детский сад № 15 «Ромашка» программы 14 Условие участие в программе Дети 5-7 лет 15 Условия размещения помещение МДОУ детский сад № 15 «Ромашка» участников программы 16 Краткое содержание Партерная гимнастика. Подготовительно-развивающие программы упражнения. Музыкальные игры. Постановка танцев. 17 Ожидаемый результат К концу года обучения: учащиеся будут знать и уметь: - простейшие элементы хореографии; - исполнять движения и комбинации несложных танцев; - приобретут навыки концентрации внимания, ориентации в пространстве, общения в коллективе, поведения на занятии. дети научатся: - двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки (громко - тихо, весело – грустно, медленно – быстро); - реагировать на начало музыки и ее окончание, а также ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями, кружиться вокруг себя; - прыгать на двух ногах, помахивать платочком, играть с предметом. Двигаться по кругу, взявшись за руки, друг за другом или парами, располагаться в рассыпную по залу, выстраиваться в круг или в линию. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направленность программы – художественная. Актуальность. Хореографическое искусство – значимая часть духовной культуры человека и одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания. Формирование эстетического вкуса средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, выступает как одна из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека. В этом заключается актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Танцевальная ритмика». Танцевальное воспитание предполагает приобретение знаний и навыков в области хореографии, формирование художественного вкуса. Обучение танцам сочетает средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. Занятия танцами учат детей слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние, развивают музыкально-двигательные навыки и эстетический вкус; общаться посредством движения, работать в команде, сосредотачиваться, импровизировать. Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение; даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Подготовка к каждому занятию заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев. Танцы затрагивают музыкальную, спортивную, творческую сферы жизни и относятся к группе сложно-координационных видов досуговой деятельности. Танцевальное искусство, давая выход энергии детей, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в зрелище, игре. Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная ритмика» разработана с учетом Образовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 «Ромашка»; технологии по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» автор А.И. Буренина. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Конвенция ООН «О правах ребенка». Одобрен Советом Федерации 09.07.98. - Федеральный закон № 273ФЗ – «Об образовании в Российской Федерации» - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 года. 3 Цель программы – создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством хореографического искусства. Задачи: Обучающие: - обучить простейшим элементам классического и народного танца; - обучить партерной гимнастике. Развивающие: - способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения; - способствовать формированию правильной осанки, пластики; правильной постановки корпуса, рук, ног, головы; умения ориентироваться в пространстве; - формировать интерес к танцевальному искусству; - способствовать развитию музыкальности, музыкального слуха и чувства ритма; выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений; воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки; Воспитательные: - способствовать воспитанию культуры поведения и общения; чувства ответственности, трудолюбия; - создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничества. Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий танцами, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы и классического, и современного, и сценического танца. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные психо-физические возрастные особенности детей. Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Учитывая отсутствие у основной массы детей достаточного уровня физической подготовки, программа предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающий правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие. Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения. Это различные виды шагов, знакомство с рисунком танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию, что подготавливает детей к исполнению более сложных элементов. Наряду с этим в программу включены сюжетные и игровые танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актерское мастерство. На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их исполнительское и актерское мастерство. В коллективе предусмотрена работа с родителями индивидуально и с родительским комитетом, что облегчит подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов и т.д. Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных способностей детей; 4 последовательность в овладении танцевальными движениями, систематичность и регулярность занятий. Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 лет. В этом возрасте ребенок достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2023-2024 учебный год Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Сводные дан неделях Аудитор. занятия 5 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 5 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 5 неделя 4 неделя 2 неделя 3 неделя 1 неделя 4 неделя 2 неделя 3 неделя 1 неделя 2 4 неделя - 3 неделя 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р К 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р 2 2 2 И 35 2 неделя 2 1 неделя 1 4 неделя 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р К 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р 2 2 2 П 35 3 неделя Рез.уч.вр. Октябрь Промеж. аттест. брь 2024-2025 учебный год Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Сводные дан неделях Условные обозначения: Резерв учебного времени – Р Итоговая аттестация – И Каникулы – К Аудитор. занятия 5 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 5 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 4 неделя 3 неделя 2 неделя 1 неделя 5 неделя 4 неделя 2 неделя 3 неделя 1 неделя 4 неделя 2 неделя 3 неделя 1 неделя 2 4 неделя - 3 неделя 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р К 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р 2 2 2 И 35 2 неделя 2 1 неделя 1 4 неделя 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р К 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р 2 2 2 П 35 3 неделя Рез.уч.вр. Октябрь Промеж. аттест. брь Промежуточная аттестация – П 5 ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ Программа кружка предполагает проведение занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий - 72 часа. В коллектив принимаются дети 5-7 лет по желанию (без специального отбора обучающихся). Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Возможные виды занятий: традиционное практическое занятие, занятие - игра, комбинированное занятие, открытое занятие, праздник, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения учащиеся будут знать: простейшие элементы хореографии; будут уметь: исполнять движения и комбинации несложных танцев; дети научатся: двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки (громко - тихо, весело – грустно, медленно – быстро); реагировать на начало музыки и ее окончание, а также ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями, кружиться вокруг себя; прыгать на двух ногах, помахивать платочком, играть с предметом. Двигаться по кругу, взявшись за руки, друг за другом или парами, располагаться в рассыпную по залу, выстраиваться в круг или в линию. Приобретут: навыки концентрации внимания, ориентации в пространстве, общения в коллективе, поведения на занятии. К концу года дети должны откликаться на динамические оттенки в музыке, различные ритмические рисунки, реагировать на музыкальное вступление, а также исполнять движения соответственно простой и сложной двухчастной форме. Они также должны уметь принимать необходимое исходное положение. Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы: простой танцевальный шаг, прямой галоп, полуприседание и полные приседания повороты; свободно владеть навыками исполнения движения с мячом, платочком, различными игрушками; давать характеристику прослушанному музыкальному произведению, свободно ориентироваться в пространстве, уметь быстро перестраиваться из круговых рисунков в линейные и наоборот. Мальчики и девочки должны знать правила исполнения движений в паре, уметь исполнять поклон. В системе музыкального движения формируется навыки и умения, подготавливающие детей к освоению собственно танцевальных движений различной сложности. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ 6 Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – «на входе» (сентябрь), «на выходе» (май). Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год (май). Формы промежуточной аттестации – проведение итогового показательного (открытого) занятия; а в дальнейшем – участие в мероприятиях, праздниках, утренниках, концертах; участие в фестивалях и конкурсах танца на различных уровнях. В результате промежуточной аттестации по итогам освоения программы выявляются уровни развития чувства ритма, уровни музыкально-двигательного развития ребенка. Карта достижений по усвоению программы дополнительного образования ФИО педагога дополнительного образования __________________ ФИО ребенка___________________________________ Дата рождения_________________________________ Дата заполнения________________________________ Высокий уровень Чувство ритма Движение Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Воспроизведение ритма Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Творчество Средний уровень Низкий уровень Музыкально-ритмическая деятельность Первый уровень ( 15 - 18 баллов) Второй уровень (10 - 14 баллов) Третий уровень ( 6-9 баллов) 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы «Танцевальная ритмика». Наименование предмета Вводное занятие Партерная гимнастика. Танцевальнообразные движения Музыкальные игры. Постановка танца Промежуточная аттестация ИТОГО: 1 год обучения 1-е 2-е полуго полуго дие дие 1 5 2 Итого за год 1 7 2 год обучения 1-е 2-е полуго полуго дие дие 1 5 2 Итого за год 1 7 14 23 37 12 25 37 3 9 - 5 9 1 8 18 1 5 9 - 3 9 1 8 18 1 32 40 72 32 40 72 8 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Танцевальная ритмика». 1-2 год обучения Предмет, темы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1. Партерная гимнастика теория 1 Кол-во часов практика всего 1 3,5 3,5 7 2. Подготовительноразвивающие упражнения 2.1. Подготовительно-развивающие упражнения 2.2 Ориентация в пространстве (построение) 2.3. Движение с предметами и игрушками 2.4.Танцевальные элементы 2.5.Постановка корпуса 2.6.Упражнения для постановки корпуса 16,5 20,5 37 0,5 0,5 1 2 2 4 1,5 1,5 3 0,5 2 1 0,5 3 1 1 5 2 2.7.Работа с мячом 2.8.Приседания, полуприседания, пружинка, глубокое приседание 2.9.Позиция рук. Позиция ног. 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1,5 2 Упражнение для стопы Ходьба и бег Слушание музыки Прыжки Приставной шаг 1 0,5 1,5 0,5 1 1 0,5 1,5 0,5 1 2 1 3 1 2 2.15. Бег назад 2.16. Упражнения для рук, кистей, пальцев 2.17. Танцевально-игровая композиция «Самолетик» 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 1 2.18. Подскоки. Галоп 2.19. Притопы 0,5 0,5 1,5 1,5 2 2 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. Итоговые мероприятия Проведение инструктажа Открытое занятие Открытое занятие Открытое занятие 9 Предмет, темы 2.20. Упражнения для головы 3. Музыкальные игры 3.1. Этюды и игры 3.2. Музыкальная игра «Цветочек» 3.3. Музыкальная игра «Принц и принцесса» 3.4. Этюды и музыкальные игры 3.5. Этюды и игры 4. Постановка танца. теория 0,5 Кол-во часов практика 0,5 всего 1 2,5 0,5 0,5 3,5 0,5 1,5 6 1 2 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 9,5 10,5 20 1 1 39 72 Промежуточная аттестация ИТОГО ЗА ГОД: 33 Итоговые мероприятия Открытое занятие Концерт Праздники Открытое занятие Отчетный концерт СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Упражнения на полу (партерная гимнастика) Ознакомление с элементами партерной гимнастики: - упражнения для развития гибкости; - упражнения для стоп; - упражнения для развития растяжки; - упражнения для позвоночника. Выполнение тренировочных упражнений на полу. Первоначально движения носят естественный характер: полежать на спине, на животе, свернуться клубочком, покататься с боку на бок и пр. Постепенно идет переход к движениям, требующим мышечного напряжения: вытягивать стопы (носочки), вытягивать ноги в коленях, доставать кончики пальцев ног кончиками пальцев рук. Далее движения исполняются по принципу контраста: напряжение – расслабление (ноги, руки, корпус). Исполняются образные движения: кошка выгибает спинку (сердится), «неваляшка покачивается», «катаемся на велосипеде» (круговые движения ног, сгибая колени и лежа на спине). Упражнения выстраиваются в последовательности движения для стоп, колен, корпуса (сидя на полу; лежа на полу). 2. Танцевально-образные движения. 10 Подготовительно-развивающие упражнения. Постановка корпуса. Формирование понятия о прямом, подтянутом корпусе. Знакомство с понятием исходное положение. Упражнение для головы. Наклоны вперед (птичка пьет водичку), наклоны в сторону (на бок). Упражнение для плеч. Упражнения для рук, кистей, пальцев. Знакомство с различными положениями рук (руки опущены вдоль корпуса, закрыты на пояс, вытянуты вверх, раскрыты в сторону). Упражнения для корпуса. Наклоны корпуса из стороны в сторону (неваляшки); наклоны корпуса вперед. Ходьба и бег. Прыжки на двух ногах (мячики, зайчики), прыжки в сочетании с бегом по принципу контраста (соответственно динамическим оттенкам – тихо – громко, а также в простых ритмических сочетаниях). Движения с предметами и игрушками. Мяч - катим по полу, подбрасываем, передаем друг другу. Например: перекатываем мяч по полу – музыка звучит тихо, подбрасываем мяч или ударяем им об пол – музыка звучит громко. Платочек - поднимаем медленно, стряхиваем, весело зовем платочек. Обруч – мелкий бег вокруг обруча, прыжки в обруч (обруч лежит на полу), выпрыгиваем из обруча. Погремушки – встряхивание погремушки, удар погремушкой по ладони, прячем погремушку за спину. Танцевальные элементы. Топающий шаг на месте, в продвижении вперед, в повороте вокруг себя. Движения исполняются в небольшом приседании. Выставление ноги вперед на носок или на пятку. Приседания, полуприседания, пружинка, глубокое приседание, (чтобы сорвать цветы или собрать ягоды). Хлопки – ладонь о ладонь – звонко, весело, тихо мягко. Хлопки исполняются перед собой или около каждого уха. Можно использовать удары по плечам, коленям двумя руками одновременно или попеременно. Притопы – удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой. Ориентация в пространстве. Знакомство с рисунками, круг, линия (раздельно), в статичном положении и с сохранением формы рисунка, продвигаясь, по залу друг за другом по одному, парой, стайкой. 3. Музыкальные игры. Слушание музыки. Музыкальные загадки, сказки, фрагменты классической или народной музыки. Знакомство с понятием тихо, громко, быстро и медленно. Освоение простых ритмических рисунков в рамках музыкального размера 2/4. Этюды и игры. Образно – ритмические, образно – игровые, танцевальные, музыкальные. М/Р. – 2/4, 3/4 – 8,16,32 такта. 4. Постановка танца. Массовые и парно – массовые композиции на завершенные музыкальные произведения, детские песни с четкой структурой и яркими интонациями и образными характеристиками. В них исполняются многократно простые программные движения, а также используются подражательные. Все упражнения, танцевальные элементы, композиционные построения разучиваются и исполняются в образно – игровом характере под специально подобранное заранее музыкальное сопровождение. В танцах используется как многократное повторение одного движения, так и сочетание 2-3 движений. Общение посредством ритмических хлопков и притопов. Пространственное решение в статичном и динамичном рисунке. ООРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Техническое обеспечение программы 1. Музыкальный зал. 11 2. 3. 4. 5. СД – диски, флешка. Музыкальный центр. Фортепиано. Атрибуты для танцев: -платочки - шапочки -султанчики -цветы -веночки -палочки -кубики -ленты на палочках -обручи Методическое обеспечение Раздел, тема Партерная гимнастика Танцевальнообразные движения Музыкальные игры Постановка танца Форма занятий Учебное занятие, практическое занятие Учебное занятие, практическое занятие, занятие-игра музыкальная игра Практическое занятие Учебное занятие Практическое занятие Приемы и Методический Техническое Форма методы и оснащение подведения организации дидактический программы итогов учебноматериал воспитательного процесса Показ, Музыкальный Наблюдение Наблюдение, центр упражнение Показ, наблюдение, игра, упражнение Методическая литература Музыкальный Наблюдение центр, фортепиано Объяснение, игра - Музыкальный Наблюдение центр Объяснение, демонстрация, упражнение Конспект, реквизит, костюмы Музыкальный Наблюдение центр, фортепиано 12 Методические материалы Методы обучения Словесные Методы методы практической обучения: работы: объяснение, Метод рассказ, беседа, упражнения: диалог, Упражнение, разъяснение, игра. устное изложение Метод проблемного обучения создание игровых проблемных ситуаций, объяснение основных понятий, определений, терминов, Наглядный метод обучения Показ, наблюдение Использование на занятиях активных форм познавательной деятельности: Игра, выполнение упражнений Проектноконструкторские методы Моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблемы Использование на занятиях средств искусства Музыка Приемы: игра; беседа; показ видеоматериалов; показ педагогом; наблюдение. В реализации программы используются педагогические технологии: - игрового обучения; - развивающего обучения; - проблемного обучения; - коллективно-творческого дела; - здоровьесберегающие. Структура занятия Структура занятия состоит из трех частей: I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия. II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия. III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты. 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М. «Айрис – пресс» 2005 2. Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2010. 3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000. 4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей» - «Лань», 2012г. 5. Т.А.Затямина «Музыкальная ритмика» - «Глобус», 2011г. 6. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г. 7. Зарецкая Н.В. «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» - Айрис-Пресс, 2011г. 8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург; 2010г. 9. Климов А. « Основы русского народного танца» М. 1994 г. 10. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г. 11. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003 12. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. – Москва, Линка-Пресс, 2006. 13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006 14. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2003г. 15. Шарова Н.И. «Детский танец. – СПб» - «Лань», 2012г. 16. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» под ред. А.И.Буренина СПб., - 2000г. 17. Журнал «Музыкальный руководитель», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 18. Интернет-сайты: http://mybalet.ru/dance_school/123-effektivnye-metody-obucheniya-detey-tancam.html http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-ritmicheskie-dvizhenija-opisanietancev.html http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/09/24/veselinka2-sbornik-tantsev-dlya-detey 14 ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочные материалы Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной). Цель: выявление уровня развития чувства ритма. Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий. Средний дошкольный возраст. Критерии уровня развития чувства ритма: 1. Движение. 1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма): высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. 2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. 3) соответствие ритма движений ритму музыки: высокий – чёткое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично. 4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение ритма. 1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; 15 низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 3) воспроизведение ритма песни шагами: высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием. 4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок. 3. Творчество. 1) сочинение ритмических рисунков: высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием. 2) танцевальное: высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания: Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот). Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот. 3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 1 балл - неверное выполнение движений. Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». 16 Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ. 2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации; Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется. Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла). 8-11см – высокий уровень (3 балла). Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки. 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога). Упражнение «Кто из лесу вышел?» После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки). Упражнение «Заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой). Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков). 17 3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда. 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3). Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка». Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания. Упражнения с ладошками. Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. 4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза). 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения). 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением). 1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок. Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагает высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с 18 музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок. Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. Мониторинг развития качеств личности учащихся Качества личности 1. Активность, организаторские способности 2. Коммуникативные навыки, коллективизм 3. Ответственность, Признаки проявления качеств личности ярко проявляются слабо не проявляются проявляются хорошо проявляются 2 балла 5 баллов 4 балла 3 балла Активен, Активен, Мало активен, Пропускает проявляет проявляет наблюдает за занятия, мешает стойкий стойкий деятельностью другим. познавательный познавательны других, интерес, й интерес, забывает трудолюбив и трудолюбив, выполнить прилежен, добивается задание. добивается хороших Результативнос выдающихся результатов. ть невысокая. результатов, организует деятельность других. Легко вступает Вступает и Поддерживает Замкнут, общение и поддерживает поддерживает контакты затруднено, контакты, контакты, не избирательно, адаптируется в дружелюбен со вступает в чаще работает коллективе с всеми. конфликты, индивидуально. трудом, является дружелюбен со инициатором всеми. конфликтов. Выполняет поручения Выполняет поручения Неохотно выполняет Уклоняется от поручений, 19 самостоятельность, дисциплинированно сть 4. Нравственность, гуманность 5. Креативность, склонность к творческой деятельности охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирова н, везде соблюдает правила поведения. охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля. поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательнос ти преподавателя Доброжелателен Доброжелателе Помогает , правдив, н, правдив, другим по вежлив, вежлив, поручению заботится об заботится об преподавателя, окружающих. окружающих, в присутствии но не требует старших чаще этих качеств от скромен, со других. сверстниками бывает груб. Имеет высокий Способен Выполняет творческий принимать творческие потенциал. творческие задания с решения, но в помощью Самостоятельно основном педагога. выполняет использует Может задания. традиционные работать в Находит способы. группе при нестандартные постоянной решения, новые поддержке и способы контроле. выполнения заданий. безответственен. Часто недисциплиниров ан, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. Недоброжелателе н, груб, пренебрежителен, часто обманывает, неискренен. Не может работать в группе. Уровень выполнения заданий репродуктивный. 20 21